Для апрельских торгов Аукционный дом «Евро-Арт» подготовил обширную коллекцию, куда вошли произведения классиков XIX — начала ХХ в., художников-эмигрантов и мастеров Парижской школы. Большой раздел составила украинская живопись советского периода; есть среди лотов и картины современных художников, развивающих реалистическое направление. В общей сложности на аукцион 27 апреля выставлено 147 работ.
При формировании коллекции был учтён опыт предыдущих аукционов, продемонстрировавших особый интерес к интерьерной живописи средней ценовой категории, пейзажам и натюрмортам декоративного характера. «Сейчас, когда на рынке установилась тенденция спада цен, самое время покупать, — говорит арт-директор аукционного дома Елена Чуйкова. — Стоимость работ, которые мы предлагаем клиентам, вполне приемлемая, но это прекрасная качественная живопись, обладающая инвестиционным потенциалом».
Обзор топ-лотов хочется начать с картины «Самарканд», созданной одним из основателей «Бубнового валета», членом Культур-Лиги Робертом Фальком. К теме Востока, появившейся в его творчестве в 1910‑х гг., художник вновь обращается в годы Великой Отечественной войны, когда вместе с семьёй живёт в Средней Азии. Это был трудный период в жизни страны и в жизни мастера, однако в произведении, пронизанном покоем и величием, этого не ощущается. Пейзаж с глинобитными домиками и мечетью, написанный в сложной, обогащённой нюансами цветовой гамме, приобрёл в исполнении Фалька поистине космическое звучание.
Внимания коллекционеров без сомнения заслуживает работа академика живописи Фёдора Чумакова, зарекомендовавшего себя как талантливый портретист ещё в годы учёбы в Петербургской Академии художеств. С 1857 г. Чумаков живёт за границей, становится постоянным экспонентом парижского Салона. Признание и славу принесли ему очаровательные «женские головки», за которые местная публика нарекла его «русским Грёзом». Представленная нами картина создана Чумаковым в поздний период, когда он занимался исключительно женскими портретами.
Эффектен небольшой морской пейзаж популярного русского художника Константина Вещилова. Репин не без гордости называл его своим «личным учеником». Автор исторических композиций, пейзажей и портретов, он особенно ярко проявил себя в жанре марины, превосходным образцом которой является данное полотно. Художник написал его в те годы, когда наиболее плодотворно работал именно в пейзаже, выполняя, в том числе, и заказы Морского министерства. После отъезда в эмиграцию, Вещилова на родине забыли. И только в 1990‑х, после успешных продаж на Sotheby’s, интерес к нему возник и на отечественном рынке.
Автор композиции «Железный человек» — известнейший художник, плакатист Окон РОСТА, основатель ленинградской школы книжной графики Владимир Лебедев. Выставленная на торги картина написана в середине ХХ в., когда Лебедев сосредоточился на иллюстрировании детских книг, создании портретов в духе Энгра и Ренуара, ничем не напоминавших о его экспериментах довоенных лет. С этой точки зрения «Железный человек» тем более интересен, поскольку демонстрирует нетипичное для позднего творчества мастера обращение к авангардным принципам построения формы. Кубистические приёмы проявляются здесь и в композиционных ритмах с их характерной асимметрией, и в оперировании простыми чёткими плоскостями, и, наконец, в колорите, построенном на сочетании любимых кубистами оттенков оливково-коричневого, серого и чёрного.
Ещё один топ-лот — полотно основателя закарпатской школы живописи Адальберта Эрдели «Осень. Ужгородский замок». Именно такие композиции, которые сам автор называл «интеллектуальным художеством», а критики 1930‑х гг. «чистым экспрессионизмом», пользуются повышенным спросом у коллекционеров.
Блок закарпатской живописи обширен и представлен работами всех ведущих мастеров региона. Среди прочих отметим женский портрет в интерьере «Боришка» Г. Глюка, созданный в 1950‑е гг., в период творческого взлёта мастера. Любителей карпатских видов, безусловно, заинтересуют картины Ф. Манайло, А. Мартона, А. Кашшая, А. Коцки и М. Кобыленкова.
На картинах киевских живописцев можно увидеть и озарённый солнцем Ленинград (А. Шовкуненко), и Крещатик 1960‑х (С. Григорьев), и парижский Нотр-Дам (А. Яланский), и Седнев (Г. Атаян). Украшением и топ-лотом этого раздела является пейзаж Н. Глущенко, на котором изображены погружающиеся в сумерки киевские горы и скользящий по Днепру катер. Картина завораживает зрителя, вызывает в памяти произведения великого романтика Уильяма Тёрнера.
Обрадует любителей живописи и натюрморт Е. Яблонской, ведь её работы появляются на аукционах крайне редко.
Традиционно силён раздел крымской живописи, где будут предложены картины Ф. Захарова, П. Столяренко, ранний натюрморт В. Цветковой «Пионы». Среди работ современных авторов выделяется «Старая дача» В. Филатова — абсолютно «западная» вещь, нетипичная для крымчан.
Одной из особенностей «Евро-Арта» стала популяризация творчества украинско-польских художников, по ряду причин ещё недостаточно известных нашим коллекционерам. В этом сегменте, несомненно, самой яркой работой является «Сосна над водой», созданная мастером световых эффектов, воспитанником школы Н. Мурашко Виктором Корецким. Заслуживает внимания «Портрет неизвестной девушки» В. Бакаловича и, конечно, включённая в этот раздел литография классика польской живописи Яна Матейко «Рейтан», посвящённая последнему разделу Польши.
В отличие от других киевских аукционов, стратегическим направлением развития «Евро-Арта» является сотрудничество с ныне живущими авторами. Аукционный дом регулярно проводит выставки, анализирует их итоги и таким путём формирует круг живописцев, которых впоследствии продвигает на рынке. К примеру, пейзажи А. Толстухина, В. Шматько и Р. Третьякова в конце марта — начале апреля экспонировались на выставке «Французский пленэр и не только…». В данном сегменте выделяются натюрморт Л. Пухановой «Три грации», выдержанный в перламутрово-зеленоватых оттенках, и «Вечерний натюрморт» В. Колесника, где соседство напряжённого неоново-желтого и фиолетового, как ни странно, рождает ощущение уюта. К числу примечательных работ следует отнести серию из 12 лирически-трогательных, словно иллюстрации к волшебным сказкам, композиций «Восточный зодиак» живописца Бахтияра Рамазанова, которые будут продаваться одним лотом.
Все 147 произведений можно увидеть с 18 по 26 апреля на предаукционной выставке в галерее Аукционного дома «Евро-Арт».
Подготовила Елена Корусь