17 ноября Аукционный дом «Евро-Арт» проведёт в Киеве торги «Классическая коллекционная живопись». Сотрудники и эксперты аукционного дома провели большую и кропотливую работу по формированию коллекции, благодаря чему на ноябрьских торгах будет представлено более 130 живописных и графических произведений украинских, русских и западноевропейских мастеров. Среди топ- лотов аукциона работы М. Алисова, С. Жуковского, К. Вещилова, И. Шульце, Н. Глущенко, А. Эрдели.
Внимание любителей маринистики, несомненно, привлечёт картина «После шторма». Её автор — Михаил Алисов (1859-1933) — уроженец Харькова, ученик выдающихся пейзажистов Юлия Клевера и Ивана Айвазовского, был одним из активных участников художественной жизни Крыма конца XIX — начала ХХ в., выставлялся в Харькове и Екатеринославе. В изысканной по колористическому решению работе, изображающей момент кораблекрушения, живописец сумел избежать поверхностного романтического пафоса и выразить подлинный драматизм противостояния человека и разбушевавшейся стихии.
В начале ХХ в. ни одна значительная петербургская выставка не обходилась без работ Константина Вещилова (1878-1945). В 1908 г. на конкурсе Общества поощрения художеств его большая историческая картина «Стенька Разин перед походом на Астрахань» была признана лучшей и получила «Первую юбилейную премию имени Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской». На аукционе «Евро-Арт» художник представлен очаровательным, полным света и воздуха венецианским пейзажем. Работы Вещилова постоянно присутствуют на русских торгах Sotheby’s и Christie’s, однако виды «Светлейшей» (так называли Венецию в средние века) среди них встречаются крайне редко.
Ценителей русского импрессионизма, наверняка, заинтересует картина известнейшего пейзажиста конца XIX — начала ХХ в. Станислава Жуковского «Последний снег». Ощущение весенней свежести исходит в ней от пронзительно голубого неба, отражающегося в холодной воде, и ярко-синих рефлексов на узкой поло ске тающего снега. Жуковский, ученик Левитана, сумел соединить в своём творчестве тонкий лиризм русского реалистического пейзажа с цветовой звучностью французского импрессионизма. В 1899 г., когда художнику исполнилось 26 лет, его работу уже приобрели для Третьяковской галереи. Сейчас произведения мастера хранятся в крупнейших музейных собраниях России, Украины, Беларуси и других стран, а на мировых аукционах за них отдают десятки тысяч долларов.
Адальберт Эрдели и Николай Глущенко по праву вошли в первую десятку самых дорогих украинских художников XX в. Глубоко национальное мироощущение они сумели выразить пластическим языком новейшей европейской живописи, понятным любителям искусства в разных уголках мира. На этом аукционе Н. Глущенко представлен работой «Женщина у окна», которая, благодаря сложному пространственному построению, выделяется из серии «ню», написанных мастером в 1970‑е гг. В этот период художник пренебрёг всеми ограничениями официального советского искусства и достиг высочайшей степени живописной свободы.
Большая композиция «У речки» создана А. Эрдели в период творческого взлёта 1930‑х гг. Живописец только вернулся из Парижа, тогдашней художественной столицы мира, и был переполнен впечатлениями от работ импрессионистов и Сезанна, от яркой, темпераментной живописи фовистов. На этом полотне мы видим, как он уверенно выстраивает планы, мощными мазками лепит объёмы, смело работает открытым цветом.
В небольшом обзоре невозможно рассказать обо всех примечательных лотах предстоящих торгов, поэтому приходится ограничиваться перечислением мастеров и школ. В стринге русской живописи следует отметить работы Фёдора Рерберга и Юрия Репина (сына великого живописца). Хочется также обратить внимание коллекционеров на рисунок известнейшего баталиста Франца Рубо и акварель Арсения Мещерского, популярного пейзажиста, считавшегося потомком знатного княжеского рода.
Значительными произведениями представлены на аукционе художники польского происхождения, учившиеся и выставлявшиеся в России, — Владислав и Стефан Бакаловичи, Леонард Стройновский, Станислав Костревский. Все они известные мастера, чьи работы пользуются спросом на международном аукционном рынке. Кроме того, организаторам удалось найти несколько первоклассных полотен художников Парижской школы — выходцев из Украины и России Александра Альтмана, Абрахама Вейнбаума, Давида Видгофа, Евгении Минаш, Исаака Пайлеса, Жака Шапиро.
Наиболее «богатым», естественно, является стринг украинской живописи. Здесь можно видеть картины передвижников К. Костанди и Е. Вжеща, акварель преподавателя Киевской рисовальной школы И. Селезнёва, этюд основателя Николаевского художественного музея В. Мурзанова, произведения западноукраинских модернистов О. Новакивского и Р. Сельского, пейзажи и натюрморты блестящих пленэристов 2‑й половины ХХ в. С. Шишко, Ф. Захарова, П. Столяренко.
В отличие от большинства столичных аукционов, закарпатская школа живописи представлена на торгах «Евро-Арт» практически всеми ведущими авторами — Иосифом Бокшаем, Фёдором Манайло, Андреем Коцкой, Гавриилом Глюком, Адальбертом Борецким, Золтаном Шолтесом, Антоном Кашшаем, Юрием Герцем.
В разделе западно-европейской реалистической живописи стоит обратить внимание на работы итальянца А. Кампани, англичанина Дж. Дрюмонда, бельгийцев Ж. Даумери и Г. Дж. Пауэльса. Популярный в Европе на рубеже XIX–XX вв. жанрист Ф. Гирц на мировом антикварном рынке обычно представлен работами маленького формата. Аукционный дом «Евро-Арт» смог найти почти двухметровую его композицию «Галантный кавалер», что является большой удачей.
Таким образом, можно резюмировать, что коллекция составлена с учётом разнообразных художественных вкусов и финансовых возможностей покупателей. Это позволит каждому из них найти для себя подходящую вещь.
Алисов, Жуковский, Вещилов, Шульце на аукционе «Евро-Арт». — Антиквар №10 (67), октябрь 2012.