Лекции

 

1. Что такое изобразительное искусство?
Изобразительное искусство среди других искусств, его назначение. Виды, техники, жанры, средства художественной выразительности изобразительного искусства. Примеры динамики развития изобразительного искусства от древности до нашего времени (возникновение новых видов и т.п.)

2. Античный мир – колыбель европейской цивилизации (ч. 1. Искусство Древней Греции)
Минойская (Крито-Микенская) культура. Древняя Эллада. Мифология как основа мировоззрения и образного мира. Понятие о каноне. Архитектура, скульптура, вазопись. Искусство архаики, классики, эллинизма. Ведущие мастера.

3. Античный мир – колыбель европейской цивилизации (ч. 2. Искусство Древнего Рима)
Культура этрусков. Искусство Древнего Рима периодов республики и империи. Зарождение христианской культуры. Античные государства Северного Причерноморья на территории Украины.

4. Гении эпохи Возрождения (ч. 1. Итальянский Ренессанс)
Предпосылки возникновения Ренессанса как культурного и художественного явления. Термин «Ренессанс». Главные этапы эпохи. Художники Проторенессанса и раннего Возрождения. Гении Высокого Возрождения. Искусство Республики Венеции. Позднее Возрождение и маньеризм.

5. Гении эпохи Возрождения  (ч. 2. Северный Ренессанс)
Художественные особенности культуры Северного Ренессанса. Искусство Нидерландов. Искусство Германии. Искусство Франции. Выдающиеся художники этой эпохи. Ремесло и искусство в эпоху Возрождения.

6. Академисты – пленники красоты
Первые европейские Академии Искусств ХVІ-ХVІІІ веков: Болонская, французская Королевская, Берлинская, Венская, русская «Академия Трех Знатнейших Художеств». Этимология термина «академизм». Главные признаки искусства академизма. Его каноны, сюжеты, технические средства. Ведущие мастера европейского и русского академизма. Почему это искусство так нравится зрителям и коллекционерам.

7. Прерафаэлиты – викторианские революционеры
Термин «прерафаэлизм». Возникновение «Братства прерафаэлитов». Сюжеты и художественные особенности их произведений. Влияние Д. Рескина. Новые измерения красоты. Новая декоративность. Прерафаэлиты и академизм.

8. Импрессионизм – эстетическая революция в живописи
Теоретические принципы, образно-художественные особенности, обновления формально-пластического языка.  Новый взгляд на мир. Живопись как самоценность. «Новая картина». Влияние французского импрессионизма на  искусство других стран. 

9. Постимпрессионизм
Идея автономности творчества, индивидуальные художественные пути, яркая индивидуальность. Новые просторы художественности. Многообразие устремлений искусства конца ХІХ века – между элитарностью и демократией. Выдающиеся мастера.

10. Обнаженная натура и эротизм в изобразительном искусстве
Понятие термина «эротика». Условность и трансформация его толкования в истории.  Эротизм в древнем и античном искусстве. Эротизм в искусстве средневековья, Ренессанса, барокко, рококо, классицизма, романтизма, искусстве нового и новейшего времени. Жанр ню.

11. Русская живопись ХVIII  первой пол. ХІХ веков
Русская живопись середины и второй пол. ХVІІІ века. Анализ произведений основных мастеров. Открытие Академии Искусств и ее значение для дальнейшего развития русского искусства. Начало ХІХ века – «Золотой Век» русской живописи. Романтизм, классицизм и реализм в творчестве ведущих мастеров этого времени.

12. Русская живопись второй пол. XIX века
«Бунт 14-ти» в Академии искусств и образование «Артели». «Общество передвижных художественных выставок». Критический реализм – важная эпоха в русской культуре. Искусство правды жизни. Историческое и современное в творчестве русских художников. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Проблема салонного искусства.

13. Русская живопись конца ХІХ – начала ХХ веков
Начало модернизма в России.  Стиль модерн – европейское и национальное. Новые творческие объединения. Интерпретация западного и отечественного художественного опыта в новых формах искусства.  Своеобразие художественных поисков русских художников.

14. Украинская живопись второй пол. ХІХ века
Влияние «Общества передвижных художественных выставок». Открытие рисовальных школ в Одессе, Харькове, Киеве. Возникновение первых творческих объединений. Живописцы последователи Т. Г. Шевченко. Жанровая структура живописи: бытовой, исторический жанры, пейзаж. Историческая тематика в творчестве украинских живописцев. Зачинатели западноукраинской реалистической школы. 

15. Украинская живопись начала ХХ века
Рост национального сознания, внимание к древним достопримечательностям, увлечение этнографией и народным творчеством как важным источником профессионального искусства. Украинский модерн. Самые яркие его представители. Зарождение и формирование авангардистской живописи. Кубизм, фовизм, экспрессионизм, конструктивизм, супрематизм, кубофутуризм, неопримитивизм. Первые шаги конструктивизма. Основание Украинской академии искусств.

16. Искусство ХХ века
Эпоха новаций. Общая характеристика. Главные этапы и художественные направления. Новые измерения художественного развития.  Новые художественные языки. Трансформация устоявшихся видов искусства.  Абстрактное и фигуративное.

17. Авангард в искусстве
Направления авангарда. Искусство и политика. Идеи перестройки мира. Выдающиеся художники.

18. Искусство второй пол. ХХ века
Влияние новых технологий. Новые виды искусства. Искусство и среда. Зритель как участник. Живопись, скульптура – переосмысление прошлого, новые художественные измерения. Новые виды искусства – акции, инсталляции, видео. Искусство как идея. Многомерность современного художественного пространства.

19. Русский и украинский авангард – искусство и революция
Направления авангардного искусства в России и Украине. Влияние историко-политической ситуации на искусство. Радикальность художественных предложений. Главные художники и творческие объединения.

20. Школы живописи на Украине (ч.1)
Предпосылки возникновения школ живописи в Украине. Традиционные, стилевые и тематические особенности. Учебные заведения, на базе которых образовались школы живописи. Самые яркие представители киевской и харьковской школ живописи.

21. Школы живописи на Украине (ч.2)
Самые яркие представители одесской, львовской и закарпатской школ. Перспективы появления новых школ живописи в Украине.

22. Творчество украинских живописцев второй пол. XX века (ч.1)
Татьяна Яблонская. 
Биография. Истоки творчества. Картина «Хлеб» – апогей соцреализма. Увлечение импрессионизмом. Обращение к народным источникам: «Закарпатский цикл». В поисках «большого стиля». Яблонская как преподаватель мастерской монументального искусства, и влияние монументалистики на ее творчество. «Мои окна» – последний период творчества.
Николай Глущенко. Биография. Истоки творчества. Заграничный период жизни: между тайной службой и творчеством. Советский период жизни. Жанры творчества: пейзаж, натюрморт, портрет.

23. Творчество украинских живописцев второй пол. XX века (ч. 2)
Михаил Дерегус. 
Биография. Истоки творчества. Живописные произведения, посвященные освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Графика. Серии эстампов «Катерина» (1936-1938), «Украинские народные думы и исторические песни» (1947-1970). Иллюстрации к произведениям И. Котляревского и Н. Гоголя.
Сергей Шишко. Биография. Истоки творчества. Циклы самаркандских и загорских этюдов (1942), цикл карпатских пейзажей (1947), пейзажи Шевченковских мест, крымские этюды (1956), индустриальные пейзажи и сельские мотивы. Своеобразие натюрмортов художника. Натюрморт «Цветы» (1993). Главное творческое достижение художника – живописная серия «Киевская сюита».

24. Аукционы, или как искусство стало товаром
Искусство как объект инвестиций. Типы аукционов. Главные игроки (Christie’s, Sotheby’s,  Bonhams и др.): история и нынешнее время. Организация аукционной торговли. Украинское и русское искусство на аукционах.

25. Самые дорогие картины современности
Искусство как объект инвестиций. Имя художника и его стоимость. Экспертиза и оценка произведений искусства: современный инструментарий. Особенности украинского арт-рынка.

26. Преступления в области изобразительного искусства
Контрабанда, вандализм, кражи, подделки произведений искусства – исторические и социальные предпосылки. Литература и кинематограф о преступлениях в сфере искусства. Кое-что о рекламных механизмах.  Международное законодательство об охране культурного достояния.

27. Коллекционирование.  Коллекции. Известные коллекционеры
Коллекционирование как культурный феномен. Из истории создания известных художественных  коллекций. Инвестиционная привлекательность предметов искусства и коллекций. О некоторых важных юридических и правовых аспектах коллекционирования.

28. Загадки великих картин. Выдающиеся картины в истории мирового искусства
Многозначительность их содержания. Картина – как образ мира, отражение времени, авторская модель миропонимания. Сюжет в живописи: правда жизни и правда искусства. Картины Ван Эйка, Веласкеса, Рембрандта, Мане, Пикассо.