Весенний аукцион живописи в «Евро-Арте»

Для апрельских торгов Аукционный дом «Евро-Арт» подготовил обширную коллекцию, куда вошли произведения классиков XIX — начала ХХ в., художников-эмигрантов и мастеров Парижской школы. Большой раздел составила украинская живопись советского периода; есть среди лотов и картины современных художников, развивающих реалистическое направление. В общей сложности на аукцион 27 апреля выставлено 147 работ.

При формировании коллекции был учтён опыт предыдущих аукционов, продемонстрировавших особый интерес к интерьерной живописи средней ценовой категории, пейзажам и натюрмортам де­коративного характера. «Сейчас, когда на рынке установилась тенденция спада цен, самое время по­купать, — говорит арт-директор аукционного дома Елена Чуйкова. — Стоимость работ, которые мы предлагаем клиентам, вполне приемлемая, но это прекрасная качественная живопись, обладающая инвестиционным потенциалом».

Обзор топ-лотов хочется начать с картины «Са­марканд», созданной одним из основателей «Бубно­вого валета», членом Культур-Лиги Робертом Фаль­ком. К теме Востока, появившейся в его творчестве в 1910‑х гг., художник вновь обращается в годы Ве­ликой Отечественной войны, когда вместе с семьёй живёт в Средней Азии. Это был трудный период в жизни страны и в жизни мастера, однако в про­изведении, пронизанном покоем и величием, этого не ощущается. Пейзаж с глинобитными домиками и мечетью, написанный в сложной, обогащённой нюансами цветовой гамме, приобрёл в исполнении Фалька поистине космическое звучание.

Внимания коллекционеров без сомнения заслу­живает работа академика живописи Фёдора Чумако­ва, зарекомендовавшего себя как талантливый пор­третист ещё в годы учёбы в Петербургской Академии художеств. С 1857 г. Чумаков живёт за границей, становится постоянным экспонентом парижского Са­лона. Признание и славу принесли ему очарователь­ные «женские головки», за которые местная публика нарекла его «русским Грёзом». Представленная нами картина создана Чумаковым в поздний период, когда он занимался исключительно женскими портретами.

Эффектен небольшой морской пейзаж популяр­ного русского художника Константина Вещилова. Репин не без гордости называл его своим «личным учеником». Автор исторических композиций, пей­зажей и портретов, он особенно ярко проявил себя в жанре марины, превосходным образцом которой является данное полотно. Художник написал его в те годы, когда наиболее плодотворно работал именно в пейзаже, выполняя, в том числе, и заказы Морского министерства. После отъезда в эмиграцию, Вещилова на родине забыли. И только в 1990‑х, после успеш­ных продаж на Sotheby’s, интерес к нему возник и на отечественном рынке.

Автор композиции «Железный человек» — из­вестнейший художник, плакатист Окон РОСТА, основатель ленинградской школы книжной графики Владимир Лебедев. Выставленная на торги картина написана в середине ХХ в., когда Лебедев сосредо­точился на иллюстрировании детских книг, созда­нии портретов в духе Энгра и Ренуара, ничем не на­поминавших о его экспериментах довоенных лет. С этой точки зрения «Железный человек» тем более интересен, поскольку демонстрирует нетипичное для позднего творчества мастера обраще­ние к авангардным принципам построения формы. Кубистические приёмы проявля­ются здесь и в композиционных ритмах с их характерной асимметрией, и в опери­ровании простыми чёткими плоскостями, и, наконец, в колорите, построенном на со­четании любимых кубистами оттенков оливково-коричневого, серого и чёрного.

Ещё один топ-лот — полотно основате­ля закарпатской школы живописи Адаль­берта Эрдели «Осень. Ужгородский замок». Именно такие композиции, которые сам автор называл «интеллектуальным худо­жеством», а критики 1930‑х гг. «чистым экспрессионизмом», пользуются повышен­ным спросом у коллекционеров.

Блок закарпатской живописи обши­рен и представлен работами всех ведущих мастеров региона. Среди прочих отметим женский портрет в интерьере «Боришка» Г. Глюка, созданный в 1950‑е гг., в пери­од творческого взлёта мастера. Любителей карпатских видов, безусловно, заинтере­суют картины Ф. Манайло, А. Мартона, А. Кашшая, А. Коцки и М. Кобыленкова.

На картинах киевских живописцев можно увидеть и озарённый солнцем Ле­нинград (А. Шовкуненко), и Крещатик 1960‑х (С. Григорьев), и парижский Нотр-Дам (А. Яланский), и Седнев (Г. Атаян). Украшением и топ-лотом этого раздела является пейзаж Н. Глущенко, на котором изображены погружающиеся в сумерки ки­евские горы и скользящий по Днепру катер. Картина завораживает зрителя, вызывает в памяти произведения великого романти­ка Уильяма Тёрнера.

Обрадует любителей живописи и на­тюрморт Е. Яблонской, ведь её работы по­являются на аукционах крайне редко.

Традиционно силён раздел крымской живописи, где будут предложены картины Ф. Захарова, П. Столяренко, ранний натюр­морт В. Цветковой «Пионы». Среди работ современных авторов выделяется «Старая дача» В. Филатова — абсолютно «западная» вещь, нетипичная для крымчан.

Одной из особенностей «Евро-Арта» стала популяризация творчества украинско-польских художников, по ряду причин ещё недостаточно известных на­шим коллекционерам. В этом сегменте, не­сомненно, самой яркой работой является «Сосна над водой», созданная мастером све­товых эффектов, воспитанником школы Н. Мурашко Виктором Корецким. Заслу­живает внимания «Портрет неизвестной девушки» В. Бакаловича и, ко­нечно, включённая в этот раздел литография классика польской живописи Яна Матейко «Рей­тан», посвящённая последнему разделу Польши.

В отличие от других киев­ских аукционов, стратегическим направлением развития «Евро-Арта» является сотрудничество с ныне живущими авторами. Аук­ционный дом регулярно проводит выставки, анализирует их итоги и таким путём формирует круг живописцев, которых впослед­ствии продвигает на рынке. К примеру, пейзажи А. Толстухи­на, В. Шматько и Р. Третьякова в конце марта — начале апреля экспонировались на выставке «Французский пленэр и не толь­ко…». В данном сегменте выде­ляются натюрморт Л. Пухановой «Три грации», выдержанный в перламутрово-зеленоватых от­тенках, и «Вечерний натюрморт» В. Колесника, где соседство на­пряжённого неоново-желтого и фиолетового, как ни странно, рождает ощущение уюта. К числу примечательных работ следует от­нести серию из 12 лирически-трогательных, словно иллюстрации к волшебным сказкам, композиций «Восточный зодиак» живописца Бахтияра Рамазанова, которые бу­дут продаваться одним лотом.

Все 147 произведений можно увидеть с 18 по 26 апреля на предаукционной выставке в галерее Аукционного дома «Евро-Арт».

Подготовила Елена Корусь