Выставочные сезоны в галерее «Евро-Арт»

Аукционный дом «Евро-Арт» собирает любителей искусства не только в дни проведения торгов, но и на выставках, которые регулярно проводит с сентября прошлого года. 

Практически все эти выставки являются частью подготовительной работы к аукцио­нам и результатом поиска интересных про­изведений современных мастеров. Откры­тием для многих стала живопись бельгийца Генри Джозефа Пауэльса, показанная в га­лерее в начале осени. Четыре последующие экспозиции были посвящены украинским художникам, и это вполне закономерно, ведь одной из важнейших задач «Евро-Арта» яв­ляется популяризация отечественного искус­ства, привлечение внимания коллекционеров к произведениям наших мастеров, в том чис­ле молодых.

На выставке, состоявшейся в октябре, демонстрировались «Натурные этюды» из­вестного живописца Анатолия Тертычно­го — около 30 работ, созданных им в Кар­патах (для самого художника это была уже 16‑я персональная выставка).

А. Тертычный нашёл собственный стиль, представляющий собой необычный сплав абстракции и фигуратива. Арт-критики называют его «пейзажной абстракцией» или «цветописью», подчёркивая тем самым главенство колорита, который придаёт по­лотнам художника характерную звучность, делает их узнаваемыми независимо от моти­ва и композиции. Именно цвет становится для Тертычного основным средством вырази­тельности и главным «действующим лицом», вступающим, подобно предметным изобра­жениям, в диалог со зрителем.

Следующий выставочный проект — «Гра­ни» — объединил произведения Ларисы Пу­хановой и Вадима Жуковского — 40 картин и 7 скульптурных композиций, отражающих, по словам авторов, грани их творчества, гра­ни жизни.

Характерными чертами живописи Л. Пу­хановой являются фактурность, богатая цветовая нюансировка и «импрессионисти­ческая» незавершённость, позволяющая зри­телю в какой‑то степени становиться соавто­ром картины. Практически любая красивая вещь может стать предметом её натюрморта, любой пейзажный мотив вдохновить на соз­дание живописного полотна. Цветущие в са­дах ирисы, пионы и розы, пушистые игру­шечные мишки, хурма, орехи, тыквы кажутся на её картинах одушевлёнными существами, рассказывающими свои истории — трогатель­ные и волнующие.

Вадим Жуковский работает в брон­зе, мраморе, дереве и камне. Для выстав­ки он отобрал свои камерные произведе­ния, которые отличает особая утончённость и изысканность.

Большой интерес публики вызвала вы­ставка «Продолжение», открывшаяся в сере­дине январе. Она была посвящена трём поко­лениям известной семьи художников — семьи Колесников. Вот что пишет об основателе этой династии искусствовед Алексей Тита­ренко: «Уже в третий раз просматриваю диск с этюдами: 9 на12, 12 на18 — совсем малень­кие, но какие жемчужины! … Татьяна Ни­ловна когда‑то говорила: „Есть «ах!» — пиши. Нет — гуляй“. У Владимира Артёмовича поч­ти все жемчужины на том „ах“…»

Титаренко сравнивает эти этюды с ра­ботами Похитонова, говорит, что они излу­чают свет, восхищается сиреневыми тенями, красными стволами деревьев, «жирными, „вламинковскими“ мазками одним движени­ем» — а ведь речь идёт о работах 1952–1953‑х годов!

Сын Владимира Артёмовича — Владимир Колесник-младший начинал писать ещё с от­цом. В последние 20 лет он подолгу живёт в Париже, в знаменитом Салоне принимает участие с 1993 г. Владимир награждён ме­далью за лучшую работу среди зарубежных художников, почётным призом за лучшую работу на выставке «XX Salon International des Arts». В 1999 г. он стал членом Societe Nationale des Beaux Arts и был удостоен «Се­ребряного креста» за выдающийся вклад в искусство. Чистый и звонкий цвет его работ А. Титаренко называет фирменным, «колес­никовским», говорит, что ощущение такое, «как с разгона вбежать в зал Александра Му­рашко в Украинском музее — головокружение от цвета, свежесть, радость».

В начале февраля в залах «Евро-Арта» демонстрировались произведения известного живописца, лауреата премии «Изумрудная лира» в номинации «Изобразительное ис­кусство» Петра Смыковского. Хотя его ра­боты отличаются необычайным жанровым разнообразием, художник считает наибо­лее весомой частью собственного творче­ства тематические композиции. В их чис­ле — картины из серии «Стихии», совсем недавно пополнившейся полотном «Жен- щина-вода».

Особого разговора заслуживают портре­ты. Каждый из них — точная психологиче­ская характеристика, в создании которой важно не только лицо, но и руки. На выставке экспонировались произведения последних лет («Покаяние», «Молитва», «Бла­гословение отца Варлаама» и др.), которые сам автор назы­вает «духовными портретами».

Работая над пейзажами, Смыковский пытается «пой­мать» почти неуловимый момент перехода от одного состояния к другому. На­сколько мастерски он это де­лает, можно судить по серии пейзажно-жанровых работ, соз­данных в Японии. На этих по­лотнах — живописные улицы Осаки, Киото и Нары, цветущая сакура, женщины в кимоно, ко­лоритные детали, без которых невозможно представить Страну восходящего солнца.

С 22 февраля до 7 марта — сно­ва дуэт живописи и скульптуры. На сей раз на выставке «Jam session»,объединившей работы Светланы Бринюк и Анны Волошко. В переводе с английского «джем-сейшн» озна­чает «приятное времяпровождение». Этот термин используют для опи­сания музыкального действа, когда исполнители встречаются и играют в своё удовольствие без особых при­готовлений и соглашений (обычно после концерта, на гастролях и т. п.) Таким образом они знакомятся друг с другом как профессионалы, демон­стрируя своё мастерство. Светлана и Анна говорят, что выбрали это название потому, что оно способно передать «особое состояние души, когда удовольствие заполняет созна­ние и побуждает свободно творить». Для них «джем-сейшн» интересен, прежде всего, неповторимой атмос­ферой творческой импровизации, окунуться в которую художницы при­глашают и нас.

Светлана Бринюк работает в декоративно-плоскостной мане­ре, предпочитает пастельные цве­та, наполняющие её натюрморты ощущением покоя и безмятежно­сти. Она любит писать одни и те же, запоминающиеся своим необычным видом пред­меты, которые кочуют по её картинам подобно молчаливым и загадочным персонажам. И в на­званиях сплошные метафоры — «печальная гру­ша», «взбунтовавшийся чайничек», «облако, ко­торое вообразило себя озером».

Анна Волошко покажет работы классиче­ского направления и гротескные скульптуры, где причудливо сплелись реальность и фанта­стика, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное…

С 21 марта по 5 апреля в «Евро-Арте» будет царить «Французский пленэр и не только…». Ки­евлянам продемонстрируют пейзажи, созданные тремя известными украинскими художниками в Бретани. Это «взгляд на Францию» харьков­чан Валерия Шматько и Артёма Толстухина, крымчанина Романа Третьякова, своеобразное признание в любви к этой стране, которое, судя по всему, не останется тайной и для жителей древней столицы Бретани (в планы живописцев входит проведение подобной выставки в Нан­те). «Французский пленэр…» — торжество жи­вого реализма, воплощённое в 45 наполненных солнцем, светом и воздухом картинах. В каж­дой из них проявилось индивидуальное вос­приятие природы, оригинальная интерпрета­ция мотива и, конечно, удивительное мастерство художников.

Ну, а 17 апреля состоится открытие очеред­ной предаукционной выставки, и о ней мы обя­зательно расскажем в ближайшем номере «Анти­квара». Заметим лишь, что все опубликованные в этом номере работы входят в коллекцию Аукци­онного дома «Евро-Арт», которая будет выставле­на на торги 27 апреля.