«На открытия выставок мы собираем полные залы».

Подводя итоги работы галерей и аукционных домов за 2012 год, «Антиквар» решил побеседовать с арт-директором Аукционного дома «Евро-Арт» Еленой Чуйковой, которая рассказала нам об уже состоявшихся мероприятиях и тех, что намечены на будущий год.

—  Каким был уходящий год для отечественного арт-рынка в целом и для Аукционного дома «Евро-Арт» в частности?

—  Для «Евро-Арта»—весьма успешным. Мы подготовили и провели весенний и осенний аукционы «Коллекционная живопись», на которых предложили более 250 произведений украинских, русских и западноевропейских мастеров. В обоих случаях наши специалисты постарались максимально учесть художественные вкусы и финансовые возможности украинских ценителей искусства. На аукционах «Евро-Арт» они могли найти работы со стартовыми ценами от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. При этом мы стремились сбалансированно представить всё разнообразие жанров, тем и школ европейской живописи XIX–XX вв. Нам приходится работать в условиях экономического кризиса, когда не только арт-рынок, но и любая бизнес-сфера переживает не лучшие времена. Однако подобные сложности позволяют обновить среду, способствуют созданию и внедрению прогрессивных технологий, новых форм деятельности. Конечно же, после такого затяжного застоя всегда наступает подъём. Мы активно работаем сейчас, и это обязательно даст результаты в ближайшие годы, когда ситуация в корне изменится. Есть ещё один момент, который может положительно повлиять на сферу арт-бизнеса: как только культурный уровень, а вместе с ним и духовные потребности наших соотечественников возрастут, большинство из них просто не сможет обходиться без присутствия живописи или скульптуры в повседневной жизни. Поэтому уже сегодня мы направляем усилия на популяризацию искусства и воспитание нашего зрителя.

—  Какие тенденции арт-рынка обозначились в 2012 году наиболее ярко?

—  Как издатель журнала «АртИнформ», я анализирую всё происходящее на  рынке искусства. В частности, меня интересует, какие галереи открываются, какие прекращают свою деятельность. С радостью отмечу, что за последние годы мало кто закрылся — каким-то образом все держатся. Более того, открываются новые галереи. А вот с аукционными домами ситуация обстоит иначе. Безусловно, этот бизнес значительно сложнее и требует самой высокой квалификации.

—  Помимо проведения аукционов выставочный зал «Евро-Арт» используется ещё и по своему прямому назначению. Каких художников вы успели представить украинскому зрителю?

—  У нас было довольно много персональных выставок классиков и современных мастеров. Это позволяет поддерживать постоянный интерес коллекционеров к деятельности «Евро-Арта», привлекать новых клиентов, продвигать художников, с которыми мы уже сотрудничаем или собираемся работать. Например, в октябре в нашем выставочном зале экспонировались произведения известного бельгийского живописца XX в. Генри Джозефа Пауэльса. А на ноябрьском аукционе мы уже смогли продать один из его пейзажей — «Канал в Брюгге». На выставке «Натурные этюды» мы показывали картины Анатолия Тертычного, а проект «Грани» объединил живопись Ларисы Пухановой и скульптуру Вадима Жуковского. Большой интерес вызвали выставки «Загадка темперы: к 45 годовщине памяти Георгия  Космиади», «Мистецька яфіна», на которой демонстрировались картины основателей закарпатской школы живописи Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая, выставка произведений заслуженного художника Украины, лауреата Национальной премии им. Т. Г. Шевченко львовянина Евгения Безниско, предложившего свою интерпретацию поэзии Великого Кобзаря.

—  А что «Евро-Арт» запланировал на следующий год?

—  Уже начата подготовка к двум традиционным аукционам классической коллекционной живописи. работа идёт по таким направлениям: украинская и русская живопись конца ХIX—начала ХХ в., живопись Парижской школы, западноевропейская живопись рубежа ХIX — ХХ вв. У нас наладились хорошие связи с коллекционерами, круг которых мы постараемся расширить. В 2013-м собираемся больше внимания уделить современному искусству, в том числе и на аукционах «Евро-Арта». Появилась идея сделать какую-нибудь интересную выставку одного, двух или трёх художников, а после её окончания, возможно, провести аукцион… Хотим также поэкспериментировать и организовать для современных живописцев тематическую выставку-конкурс с призовым фондом. Над темой пока ещё думаем, но это может быть, к примеру, весенний или осенний пейзаж. Отбирать участников и определять победителей будет жюри. Потом по итогам конкурса откроется двух-трёхнедельная выставка.

—  И желающие смогут приобрести эти картины?

—  Разумеется, это будет выставка-продажа. Возможно, к самому конкурсу выпустим небольшой буклет. То есть мы работаем и как аукционный дом, и как галерея.

—  Чтобы привлечь внимание публики к творчеству того или иного художника, многие ваши коллеги активно участвуют в их продвижении, публикуя статьи, издавая каталоги и т.п. Практикуете ли вы нечто подобное?

—  Аукционы, действительно, требуют больших капиталовложений, и  чтобы получить прибыль, вначале нужно потратиться. Поэтому «раскручивать» художника — даже самого одарённого и перспективного—очень непросто. Особенно сейчас… Но если есть такая кандидатура, то, конечно, мы рассматриваем возможности сотрудничества, содействия развитию его таланта, думаем над изданием каталогов. Кстати, дизайн всей нашей печатной продукции—приглашений на выставки, буклетов, аукционных каталогов—мы разрабатываем самостоятельно.

—  Насколько вообще выставочные проекты пользуются популярностью у публики?

—  На открытия выставок мы всегда собираем полные залы. Конечно, посетители есть и в другие дни, хотя их не так много, как на вернисажах. Многое зависит даже от погоды: думаю, если бы солнце светило 365 дней в году, зрителей могло быть гораздо больше.

—  А как обстоят дела с посещением аукционов, ведь это ещё и светские мероприятия?

—  Да, и это нормальная ситуация. На Западе тоже никто не рассчитывает, что каждый, кто при-дёт на торги, обязательно что-то купит. Это непредсказуемо. Бывает, человек зашёл просто из интереса, изначально не собираясь ничего покупать. И вдруг берёт и  покупает, потому что  наблюдает за  тем, как  идёт торг, мгновенно оценивает ситуацию. Или же его сразу привлекает стартовая цена. Такое тоже часто случается…

—  На сайте вашего аукционного дома анонсирован лекторий «Школа коллекционера». Что побудило заняться просветительской деятельностью?

—  Презентации, вернисажи, предаукционные выставки «Евро-Арта» привлекают большое коли-чество посетителей. Среди них немало тех, кто живо интересуется искусством, но ещё не решается делать приобретения, не чувствуя себя достаточно уверенно в художественном мире. Цель лектория—дать этим людям необходимые знания для понимания искусства, в частности живописи, помочь отыскать произведения, которые обогатят их духовно и украсят повседневную жизнь.

Беседовала Анна Шерман